Программа по информатизации 2009-2014 год
	
| 
				 сполнители мероприятий  | 
			
				 Администрация школы, школьная команда  | 
		
| 
				 
					 Источники финансирования   | 
			
				 Бюджеты всех уровней  | 
		
| 
				 Ожидаемые результаты программы  | 
			
				 1.ИКТ-компетентность всех участников образовательного процесса. Активное использование ИКТ в образовательном процессе, внеурочной, научно-исследовательской, проектной деятельности. 2. Повышение качества образования за счет его модернизации на основе использования ИКТ. 
					3. Создание   и  пополнение школьной медиатеки современными образовательными ресурсами, которые используются в учебном  процессе  школьниками, учителями,   родителями.  | 
		
	Ключевые проблемы, на решение которых направлена
	программа информатизации  школы:
| 
				 Проблемы  | 
			
				 Причины возникновения проблем  | 
			
				 Пути решения проблем  | 
		
| 
				 Недостаточная компетентность педагогов в использовании ИКТ  | 
			
				 Низкая мотивация в использовании ИКТ в учебной деятельности. Отсутствие ЦОР соответствующих учебникам и учебным программам. 
  | 
			
				 Выработка системы мотивации у педагогов к применению ИКТ, приобретение сертифицированных цифровых образовательных ресурсов, соответствующих УМК по предметам.  | 
		
| 
				 Нерациональное использование отдельными педагогами средств ИКТ, однотипные формы использования.  | 
			
				 Недостаточный уровень информационной культуры отдельных педагогов.  | 
			
				 Оказание методического сопровождения педагогов через посещение и анализ уроков, участие в семинарах по обмену опытом, работе творческих групп.  | 
		
| 
				 Низкий уровень участия учащихся и учителей школы в дистанционных образовательных проектах, олимпиадах, конкурсах, дистанционном обучении.  | 
			
				 Непонимание отдельными учителями сути нового качества образования. Отсутствие системы стимулирования творческой деятельности учителей и учащихся.  | 
			
				 Разработка Положения о стимулировании творческой деятельности педагогов и учащихся.  | 
		
| 
				 Не отработан механизм использования Интернет в учебной деятельности.  | 
			
				 Низкий уровень навыков работы в сети Интернет у учащихся и педагогов, отсутствие опыта использования в учебной деятельности.  | 
			
				 Проведение образовательных семинаров по вопросу ресурсы Интернет и их использование в учебной деятельности.  | 
		
| 
				 Не задействован потенциал родителей в формировании информационной культуры учащихся (использование ресурсов домашних компьютеров, обучение на дому, информирование через школьный сайт).  | 
			
				 Невключённость родителей в дела и направления работы школы, низкий уровень информационной культуры многих родителей.  | 
			
				 
  | 
		
Цели:
Повышение качества образования через повышение информационной культуры и профессиональной ИКТ- компетентности всех участников образовательного процесса
Задачи:
- создание условий для развития ИКТ - компетентности учащихся, педагогических работников и администрации школы;
- интеграция компьютерных и Интернет - технологий в учебно-воспитательный процесс и в процесс управления школой;
- создание единой информационной образовательной среды школы.
	- использование информационных технологий для  непрерывного профессионального образования педагогов и активизации
	      учебного процесса;
- создание условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство
| 
				 
  | 
		
Состав школьной команды
| 
				 №  | 
			
				 Ф.И.О.  | 
			
				 Должность  | 
		
| 
				 1  | 
			
				 Щекота Владимир Ильич  | 
			
				 директор  | 
		
| 
				 2  | 
			
				 Урюпина Наталья Акимовна  | 
			
				 заместитель директора по УВР  | 
		
| 
				 3  | 
			
				 Хижняк Наталья Львовна  | 
			
				 заместитель директора по ВР  | 
		
| 
				 4  | 
			
				 Колобова Людмила Михайловна  | 
			
				 учитель информатики  | 
		
| 
				 5  | 
			
				 Рафальчук Ольга Георгиевна  | 
			
				 учитель русского языка и литературы  | 
		
Этапы реализации программы
I этап Подготовительный – 2009 год:
- анализ нынешнего состояния;
-планирование реализации основных направлений программы;
- создание условий реализации программы;
II этап Основной – 2010-2012:
- реализация программы в соответствии с целями и задачами;
- промежуточный мониторинг результатов;
- корректировка планов в соответствии с целями и задачами и промежуточными результатами.
III этап Заключительный 2013-2014г:
- завершение реализации программы;
- мониторинг результатов;
- анализ результатов.
Ресурсы:
1)Кадровый (курсы «Использование ИКТ в деятельности учителя-предметника», составление индивидуальных образовательных программ учителя, обобщение опыта учителей через проведение семинаров).
2)Методическая поддержка.
3)Техническая база школы
3)Финансовое.
4)Программные продукты по проекту ИСО.
Ожидаемые результаты:
- создание условий для творческого роста всех участников образовательного процесса с помощью использования информационных технологий;
- повышение качества образования за счет эффективного использования
современных педагогических технологий и ИКТ.
- распространение и обобщение опыта учителей через участие в научно-методических и научно-практических семинарах, конференциях, публикациях, в том числе в интернет-форумах;
-создание оптимальных условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство образовательного учреждения;
-эффективность использования сайта.
Концептуальная основа программы
Программа развития информатизации школы
направлена на:
Развитие информационной и исследовательской образовательных компетенций
Опирается на (принципы)
* информатизации;
* научности;
* актуальности;
* практической ориентации;
* самостоятельности;
* системности;
достигается через (средства)
- самостоятельную деятельность педагогов, и учащихся, при поддержке родителей;
 - использование современных педагогических технологий;
 - использование современных информационно-справочных и цифровых материалов;
 - мониторинг и диагностику процесса развития информатизации;
 - создание условий для творческой деятельности;
 
основывается на (ресурсах)
- информационных;
 - собственные усилия;
 - взаимопомощь;
 - наличие МТБ;
 - временной;
 
приводит к (результатам)
- овладению современными информационными технологиями;
 
(повышению мотивации к информационной деятельности)
Актуальность
Современная школа, главными характеристиками которой являются открытость, нтегрированность в открытое образовательное пространство и индивидуализация, должна опираться на широкую информатизацию. Поэтому создание новой информационной среды школы понимается нами как комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и ученики, и учителя, и администрация, и родители. Он предполагает внедрение комплекса программ управления образованием в школе, создание единого образовательного пространства школы, использование информационных технологий в образовательных дисциплинах, активное использование ЦОР. Для создания и развития информационно-образовательной среды необходимо полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал.
Обоснование программы.
Глобальная информатизация общества одна из ведущих доминирующих тенденций XXI века. Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий ведет к формированию постиндустриального информационного общества. Именно поэтому перед системой образования сегодня встает новая проблема – подготовить подрастающее поколение к жизни в высокоразвитой информационной среде. Выпускнику школы предстоит жить в мире, в котором умение использовать ИКТ будет определять его жизненный успех, а по настоящему научиться использовать современные технологии можно, только активно применяя их в учебном процессе.
Человек, умело владеющий технологиями, имеет другой стиль мышления, совершенно по-новому организует свою деятельность, иначе оценивает возникающие проблемы. И по этому сегодня остро встает вопрос о переходе на качественно новый уровень использования компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности школы.
Основная цель Программы информатизации: переход на качественно новый уровень в
подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во
всех структурных подразделениях школы.
Анализ существующего состояния информатизации в
МОУ «Гимназия №1»
Анализируя сегодняшнюю ситуацию в гимназии, можно сделать следующие выводы об итогах реализации Программы информатизации прошлых лет:
| 
				 Число компьютерных кабинетов  | 
		||||||||||||||
| 
				 3  | 
		||||||||||||||
| 
				 Количество рабочих мест в кабинетах информатики  | 
		||||||||||||||
| 
				 34  | 
		||||||||||||||
| 
				 Общее количество компьютеров, которые реально используются в настоящее время в гимназии  | 
		||||||||||||||
| 
				 56  | 
		||||||||||||||
| 
				 Количество компьютеров, которые используются в учебном процессе  | 
		||||||||||||||
				
  | 
		||||||||||||||
| 
				 Количество рабочих мест администрации, оснащенных компьютерами  | 
		||||||||||||||
				
  | 
		||||||||||||||
| 
				 Количество сканеров  | 
		||||||||||||||
				
  | 
		||||||||||||||
| 
				 Количество принтеров  | 
		||||||||||||||
| 
				 8 штук  | 
		||||||||||||||
| 
				 Распространенность локальной сети по школе  | 
		||||||||||||||
				
  | 
		||||||||||||||
| 
				 Подключение школы к Интернет  | 
		||||||||||||||
				
  | 
		||||||||||||||
| 
				 Отвечает за информатизацию в школе  | 
		||||||||||||||
				
  | 
		||||||||||||||
| 
				 Техническая поддержка использования ИКТ  | 
		||||||||||||||
				
  | 
		||||||||||||||
| 
				 Методическая поддержка использования ИКТ учителями  | 
		||||||||||||||
				
  | 
		||||||||||||||
| 
				 Действия администрации, направленные на поддержку использования ИКТ педагогами школы.  | 
		||||||||||||||
				
  | 
		||||||||||||||
| 
				 Обеспеченность школы цифровыми учебными материалами для проведения учебных занятий  | 
		||||||||||||||
				
  | 
		||||||||||||||
| 
				 Количество работников школы, которые уверенно и регулярно (не реже одного раза в неделю) используют ИКТ в своей профессиональной деятельности  | 
		||||||||||||||
				
  | 
		||||||||||||||
| 
				 Количество учителей школы, которые в своей педагогической практике способны реализовать нижеперечисленные профессиональные задачи.  | 
		||||||||||||||
				
  | 
		||||||||||||||
| 
				 Использование педагогами в повседневной практике школы цифровых инструментов и технологии  | 
		||||||||||||||
				
  | 
		||||||||||||||
| 
				 Работа по переподготовке учителей для использования ИКТ в учебном процессе.  | 
		||||||||||||||
				
  | 
		||||||||||||||
| 
				 Положение дел в школе с использованием ИКТ при выполнении общешкольных проектов.  | 
		||||||||||||||
				
  | 
		||||||||||||||
| 
				 Использование Интернет учащимися школы  | 
		||||||||||||||
				
  | 
		||||||||||||||
| 
				 Использование Интернет в работе педагогов  | 
		||||||||||||||
				
  | 
		||||||||||||||
| 
				 48. Какое из предложенных утверждений лучшим образом характеризует положение дел в школе с использованием ИКТ для выполнения учебных проектов?  | 
		||||||||||||||
				
  | 
		||||||||||||||
| 
				 Положение дел в школе с использованием ИКТ для внеклассной работы  | 
		||||||||||||||
				
  | 
		||||||||||||||
| 
				 Положение дел в школе с организацией доступа, обмена и хранения учебно-методическими материалами  | 
		||||||||||||||
				
  | 
		||||||||||||||
| 
				 Положение дел в гимназии с использованием ИКТ для ведения школьного делопроизводства  | 
		||||||||||||||
				
  | 
		||||||||||||||
| 
				 Положение дел в школе с использованием ИКТ для планирования учебного процесса  | 
		||||||||||||||
				
  | 
		||||||||||||||
| 
				 Положение дел в школе с использованием ИКТ для контроля над ходом учебного процесса  | 
		||||||||||||||
				
  | 
		||||||||||||||
| 
				 Положение дел в школе с использованием ИКТ для поддержания необходимого уровня материально-технической базы школы  | 
		||||||||||||||
				
  | 
		||||||||||||||
| 
				 Положение дел в школе с использованием цифровых образовательных ресурсов, разработанных в проекте "Информатизация системы образования"  | 
		||||||||||||||
				
  | 
		
Организация информационного пространства образовательного
учреждения
Информационное пространство школы имеет следующие составляющие: физическая, психологическая, интеллектуальная.
Основой физической составляющей информационного пространства школы являются кабинеты информатики и компьютеризированные рабочие места учителей предметников. Кроме того, в состав информационного пространства входит библиотека. К информационному пространству школы относится школьный Интернет и локальная сеть, а также технические средства мультимедиа (телевизоры, проектор, видеомагнитофоны, DVD-плеер), программное обеспечение образовательного процесса.
К психологической и интеллектуальной составляющим информационного пространства относится так называемый «человеческий фактор». Здесь подразумевается воля и желание участников образовательного процесса к применению информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе, желание повышать свою информационно-коммуникационную культуру. С этой целью организовываются специальные курсы по применению информационных технологий в образовательном процессе.
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Критерий интерактивности:
1) обеспечение принципов наглядности и доступности;
2) функциональное соответствие профессиональным задачам, содержанию и методам решения;
3) комплексность применения;
4) универсальность использования и удобства эксплуатации средств информационно-коммуникационных технологий.
Адекватность эффективности методов, используемых в процессе обучения:
1) соответствие методов целям и содержанию учебного материала;
2) обоснованность выбора методов в контрольно-оценочном, мотивационном и других аспектах;
3) многообразие использования методов и вариативность используемых приемов;
4) соответствие используемых методов реальной материально- технической базе и отведенному учебному времени.
Эффективность организации процесса информатизации:
1) соответствие форм и методов организации информатизации принятым этапам подготовки специалистов (психологический и логический аспекты);
2) сменяемость и многообразие форм обучения, включая использование средств информационно-коммуникационных технологий и вариативность их видов;
3) обеспечение реального сочетания коллективной и индивидуальной форм деятельности участников информатизации системы подготовки специалистов.
Эффективность результатов обучения:
1) глубина знаний, характеризующаяся числом осознанных существенных связей, данного знания с другими, с ним соотносящимся;
2) действенность знаний, предусматривающая готовность и умение обучаемых применять их в сходных и вариативных ситуациях;
3) системность, определяемая как совокупность знаний в сознании обучаемых, структура которой соответствует структуре научного знания;
4) осознанность знаний, выражающаяся в понимании связей между ними, путей получения знаний, умений их доказывать.
Сформированность профессиональных умений и навыков:
1) сформированности ориентировочной основы деятельности;
2) правильности выполняемых действий;
3) рациональности организации труда.
Уровень готовности к профессиональной деятельности в условиях информатизации:
1) показатели операциональной культуры (знания, умения, навыки),
2) когнитивной,
3) мотивационной,
4) эмоционально-волевой готовности.
Виды деятельности по реализации Программы.
Уровень и культура использования вычислительной техники определяет степень информатизации любого учреждения, в том числе и школы, его готовность к жизни в информационном веке. Для эффективного использования имеющейся компьютерной базы и программного обеспечения на этапе реализации настоящей программы школы необходимо:
1.Провести соответствующую научно-методическую работу в коллективе.
2. Рассмотреть вопрос о доплатах учителям, активно участвующим в сетевой работе, утвердив ее в положении о доплатах.
3. Организовать работу школьной команды.
4.Обеспечить учащимся и педагогам доступ к компьютерам и широкому диапазону современного программного обеспечения для индивидуальной работы во внеурочное время.
5. Привлечь сотрудников школы и руководство к использованию компьютеров в своей работе.
6. Продолжать работу с преподавателями желающими применять компьютеры для преподавания своих дисциплин. Обучить желающих основам компьютерной грамотности.
7. Наполнить содержанием WEB-страницы школьного сайта и следить за регулярным обновлением сайта.
8 . Создание единой информационно - образовательной среды школы.
9. Организация исследовательской, реферативной и презентационной деятельности школьников с применением ИКТ.
Проект. Использование ИКТ в образовательной деятельности.
	Цель проекта:
	Повышение ИКТ - компетентности учителей школы. Обновление содержания обучения школьников, расширение спектра образовательных услуг, изменение методов и форм организации предоставления образовательных услуг. Повышение качества обучения школьников за счет освоения информационных технологий, обеспечивающих самостоятельность работы каждого ученика.
Задачи проекта:
1. Добиться положительного отношения и мотивации к повышению ИКТ - компетентности у учителей школы.
2. Разработать систему повышения ИКТ - компетентности учителей.
3. Организовать деятельность консультативной службы по оценке ИКТ и поиску путей их внедрения в учебно-воспитательный процесс школы. Использовать ЦОР наряду с традиционными в обучении, контроле, самообучении и самоконтроле.
4. Внедрить информационные технологии в образовательную практику всех образовательных областей.
5. Активизировать инновационную деятельность педагогов в ИКТ - насыщенной образовательной среде: участие в конкурсах педагогических инициатив.
Активизировать участие школьников в Интернет – проектах, олимпиадах, конкурсах, конференциях и т. п. учебной деятельности с использованием ИКТ.
Формировать умение применять информационные технологии в различных видах творческой (учебной и внеучебной) деятельности.
Ожидаемые результаты проекта:
Достигнуто положительное отношение и создана мотивация педагогов к повышению своей ИКТ – компетентности.
Создана система повышения ИКТ - компетентности учителей, проведение курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических, административных кадров в области новых информационных технологий.
Оказывается методическая и консультативная помощь педагогам школы по использованию ИКТ в педагогическом процессе школы на базе ОУ.
До 2014 года довести процент учителей, обученных в области ИКТ технологий, до 100% от общего количества педагогов школы. Повысить процент уроков, на которых применяются ИКТ технологии до 80%.
В обучении, контроле, самообучении и самоконтроле ожидается более активное использование ЦОРов, интерактивных технологий.
Кабинет информатики продуктивно используются для самоподготовки учителей и учащихся.
Создание банка цифровых образовательных ресурсов по каждому предмету.
Участие учителей в конкурсах педагогических инициатив.
Ожидается участие учащихся школы в Интернет – проектах, олимпиадах, конкурсах, конференциях по предметам.
Создание творческих и научно – исследовательских объединений учащихся, активно использующих ИКТ.
