Примерная программа работы МБОУ гимназия №1 г. Хабаровска по внедрению ФГОС ООО и переподготовки кадров
Пояснительная записка
Примерная основная образовательная программа основного общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной программы гимназии определяет содержание, организацию образовательного процессана ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающее социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
ООП основного общего образования предназначена для удовлетворения образовательных потребностей и потребностей духовного развития человека подросткового школьного возраста и нацелена на:
- подготовку школьников к обучению в старшей школе;
 - формирование ключевых компетентностей учащегося: в решении задач и проблем, информационной, коммуникативной, учебной (образовательной) компетентности;
 - формирование средств и способов самостоятельного развития и продвижения ученика в образовательном процессе;
 - поддержку учебных (урочных и внеурочных), внешкольных и внеучебных образовательных достижений школьников, их проектов и социальной практики;
 - непосредственное участие в определении приоритетов социализации детей и в оценке качества получаемого ими образования гражданского (родительского) сообщества, представленного в общественных советах образовательных учреждений;
 - развитие подростка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой, предполагающее успешность и самореализацию учащихся в образовательных видах деятельности, а также сохранение и поддержку индивидуальности каждого подростка;
 - сохранение и укрепление физического и психического здоровья и безопасности учащихся, обеспечение их эмоционального благополучия;
 - овладение грамотностью в различных ее проявлениях (учебном, языковом, математическом, естественнонаучном, гражданском, технологическом);
 
При реализации основнойобразовательной программыдостижение этих целей предполагает создание условий и предоставление возможности для полноценного освоения учащимися следующих действий:
- инициативной пробы самостоятельного продвижения в разделах определенной предметной области (проявление образовательного интереса и образовательной амбиции);
 - произвольного соотнесения выполняемого действия и обеспечивающих его знаковых средств (схем, таблиц, текстов и т.п.);
 - произвольного перехода от одних знаковых средств к другим и их соотнесение (например, соотнесение графика и формулы);
 - координации предметных способов и средств действий между отдельными учебными предметами, а также между предметными областями;
 - самостоятельного владения различными формами публичного выражения собственной точки зрения (дискуссия, доклад, эссе и т.п.) и их инициативное опробование;
 - адекватной оценки собственного образовательного продвижения на больших временных отрезках (четверть, полугодие, год).
 
ООП основного общего образования, с одной стороны, обеспечивает преемственность с начальным общим образованием, с другой стороны, предполагает качественную реализацию программы, опираясь на возрастные особенности подросткового возраста, который включает в себя возрастной период с 11 до 15 лет.
ООП прежде всего опирается на базовые достижения младшего школьного возраста, а именно:
- наличие у младшего школьника культурных предметных и универсальных средств и способов действий, позволяющих выпускнику начальной школы в коллективных формах, решать как учебные, так и внеучебные задачи;
- способность к инициативному поиску построения средств выполнения предлагаемых учителем заданий и к пробе их применения;
- сформированность адекватной и автономной самооценки учебных достижений;
- освоенность самоконтроля выполнения отдельных действий: соотнесение средств, условий и результатов выполнения задания;
- наличие содержательного и бесконфликтного участия выпускников начальной школы в совместной учебной работе с одноклассниками как под руководством учителя (общеклассная дискуссия), так и в относительной автономии от учителя (групповая работа);
- желание и умение учиться, как способности человека обнаруживать, каких именно знаний и умений ему не достает для решения поставленной задачи, находить недостающие знания и осваивать недостающие умения.
Также основная образовательная программа основного общего образования разработана в соответствии с возрастными возможностями подросткового возраста, которые включают в себя:
- возникновение нового отношения к учению – стремление к самообразованию, тенденция к самостоятельности в учении: желание ставить цели и планировать ход учебной работы, потребность в экспертной оценке своих достижений, повышение внутренней уверенности в своих умениях, личностное проявление и признание этого проявления сверстниками и взрослыми;
- появление новых требований к учебной деятельности самим подростком: обеспечение условий для его самооценки и самораскрытия, повышение значимости для уважаемых подростком людей, для общества;
- становление принципиальной личной склонности подростка к изучению того или иного предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в решении практических, социально значимых задач;
- появление новых форм обучения, в которых подросток смог бы реализовать свою активность, деятельностный характер мышления, тягу к самостоятельности;
- субъективное переживание, чувство взрослости, в именно: потребность равноправия, уважения и самостоятельности, требование серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых;
- общение со сверстниками как самостоятельной сферы жизни, в которой критически осмысляются нормы этого общения;
- проявление интереса к собственной личности: установка на обширные пространственные и временные масштабы, которые становятся важнее текущих, сегодняшних; появление стремления к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя; появление сопротивления, стремления к волевым усилиям, перерастающее иногда в свои негативные варианты;
- пробуждение активного взаимодействования, экспериментирования с миром социальных отношений;
- появление к концу подросткового возраста способности осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в мире, основываясь не только на видении собственного действия безотносительно к возможности его реализации, но с учетом «отношения мира» к своему действию. Становление поведения подростка поведением для себя, осознание себя как некое целое.
Для реализации ООП основного общего школьного образования определяется нормативный срок – 5 лет (11-15 лет), который связан с двумя этапами возрастного развития:
первый этап - 5-6 классыкак образовательный переход от младшего школьного к подростковому возрасту, обеспечивающий плавный и постепенный, без стрессовый переход обучающихся с одной ступени образования на другую;
- второй этап – 7-9 классы как этап самоопределения подростка через опробования себя в разных видах деятельности, координацию разных учебных предметов, построение индивидуальных образовательных маршрутов, наличие личностно значимых образовательных событий, что должно привести к становлению позиции как особого способа рассмотрения вещей, удерживающего разнообразие и границы возможный видений в учебном предмете (предметах).
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- определение ведущим в построении содержания учебных дисциплин задачный принцип обучения;
 
- раскрытие базовых научных понятий в учебных предметах через цели, способы и средства человеческих действий, лежащих за этими понятиями, которые задаются в виде ситуаций, обеспечивающих самостоятельный поиск и открытие этих средств и способов;
- создание условий для присвоения культурных предметных способов и средств действия за счет разнообразия организационных форм работы, обеспечивающих учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), роста творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащения форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
 - формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
 - проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
 - активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
 - создание инструментов, позволяющих соотносить полученный результат действия и намеченную цель, и обеспечивающих непрерывный мониторинг образования для всех его участников
 
Основная образовательная программа основного общего образования является программой действий всех участников образовательного процесса по достижению запланированных данной программой результатов и предусматривает:
- достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимся, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
- развитие личности, ее способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию учебной (урочной и внеурочной) деятельности, социальной практики, общественно-полезной деятельности, через систему кружков, клубов, секций, студий с использованием возможностей учреждений дополнительного образования детей, культуры и спорта;
- овладение обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий;
- формирование социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
- индивидуализацию процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке педагогических работников и тьюторов;
- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии основной образовательной программы основного общего образования и условий ее реализации;
- организацию сетевого взаимодействия между участниками образовательного процесса общеобразовательного учреждения, направленного на повышение эффективности образовательного процесса;
- включение обучающихся в процессы преобразования социальной среды населенного пункта, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;
- формирование у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности;
- формирование у обучающихся навыков безопасного поведения на дорогах;
- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
- обновление содержания основной образовательной программы основногообщего образования, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей развития субъекта Российской Федерации;
- эффективное использование профессионального и творческого потенциала педагогических и руководящих работников образовательного учреждения, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности;
- эффективное управление образовательным учреждением с использованием информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.
Раздел 1
Цели образования основного общего образования, планируемые образовательные результаты и система оценки их достижения
1.1. Цель и базовые требования к результатам образования
Одной из базовых целей общего образования является создание условий для формирования у молодых людей способности нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, формирование социальной мобильности и адаптации. Применительно к основной школе данная цель конкретизируется следующим образом:
сформировать способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории.
Для достижения поставленной цели подросток, выполнивший данную ООП, должен:
- видеть и понимать ценность образования, быть мотивированным к его продолжению в тех или иных формах, независимо от конкретных особенностей выбираемого им дальнейшего жизненного пути;
- обладать соответствующими учебно-предметными и ключевыми компетентностями на определенном уровне их реализации;
- иметь определенный социальный опыт, позволяющий ему более или менее осознанно ориентироваться в окружающем его быстро меняющемся мире;
- уметь делать осознанный выбор, по крайне мере на уровне, той информации итого опыта, которые у него имеются, и нести ответственность за него.
В связи с этим Основная образовательная программа основного общего образования прежде всего обеспечивает базовые (общие) требования к результатам освоения ООП основного общего образования:
– предметные знания должны стать инструментальными, чтобы обучающийся мог в состоянии пользоваться ими для того, чтобы:
- вычислять взаимосвязанные параметры системного объекта;
 - взаимосогласовывать разные процессы при изменениях объекта;
 - манипулировать со сложными зависимостями;
 - определять и задавать условия сохранения и превращения сложных объектов;
 - решать задачи в нестандартных условиях;
 - строить инициативную пробу самостоятельного продвижения в разделах определенной предметной области (образовательный интерес и образовательная амбиция).
 
– в области понимания и мышления у обучающихся должно появиться:
- позиционное видение изучаемых объектов;
 - умение соотносить разные знаковые формы описания объектов, выражающееся в умении переводить одни знаки в другие и фиксировать смысловые изменения при изменении знаковых форм;
 
– в области действия должно возникнуть умение преобразовывать собственный способ действия, выражающееся в умении:
- строить ситуации проверки суждения;
 - достраивать ситуацию действия до полноты условий его выполнения;
 - ограничивать суждения условиями рассмотрения объекта;
 - определять условия возможности достижения результата и ограничения достижений в зависимости от условий действия.
 
Перечисленные выше требования к результатам находят свое отражение в частных образовательных результатах по предметным областям.
Условием достижения этих результатов образования является построение ООП с учетом возрастных особенностей обучающихся на основе множественности видов деятельности ребенка.
1.2. Возрастные этапы ступени основного общего образования и планируемые образовательные результаты
Основное общее образование связано с двумя важными этапами в становлении личности обучающихся. В связи с этим в проектировании и реализации ООП выделяются два связанных между собой этапа образования.
Первый этап(5-6 класс,10-12 лет) имеет переходный характер. Он ориентирован на то, чтобы максимально развести во времени кризис подросткового возраста и переходность в школьном обучении, то есть осуществить плавный и постепенный переход на новую ступень образования.
Для достижения этой цели необходимо решать ряд основных педагогических задач. Важно:
- создать педагогические условия, при которых обучающиеся имели бы возможность опробовать средства и способы действий, освоенные ими в начальной школе, индивидуализировать «инструментарий» учебной деятельности (действия контроля и оценки, учебная инициатива и самостоятельность, способы учебного сотрудничества, способности к содержательной рефлексии, планированию и анализу) в разных, не только учебных, ситуациях;
 - помочь каждому учащемуся определить границы своей «взрослости»;
 - создать в совместной деятельности учащихся и учителя возможные образовательные пространства для решения задач развития младших подростков;
 - не разрушить учебную мотивацию в критический возрастной период.
 
Для решения поставленных задач на данном этапе образования необходимо организовать работу педагогического коллектива по следующим трем основным направлениям:
- поиск адекватных, переходных форм и содержания образовательного процесса;
 - поиск современных организационных форм взаимодействия педагогов начальной и основной школы;
 - поиск новых педагогических позиций, из которых взрослый может конкретизировать общие задачи переходного этапа образования применительно к отдельным классам и ученикам, искать средства их решения.
 
В результате реализации ООП на переходном этапе (5-6 классы) планируется получить следующий образовательный результат:
В предметных результатах:
- умение действовать освоенными культурными предметными способами и средствами действия в начальной школе в различных учебных и практических ситуациях;
- обобщение знаний, полученных на первой ступени обучения, из позиции «учителя» через разновозрастное сотрудничество с младшими школьниками.
Общий результат: наличие инициативного, самостоятельного действия с учебным материалом.
Данные образовательные результаты проверяются и оценениваются образовательным учреждением самостоятельно двумя способами: через разработку контрольно-измерительных материалов, в которых известные из начальной школы культурные предметные способы и средства действия задаются обучающимся в новых, нестандартных ситуациях и через экспертную оценку взрослого в ходе встроенного наблюдения в урочных и внеурочных формах разных видов деятельности обучающихся.
В метапредметных результатах:
- наличие контрольно-оценочной самостоятельности как основы учебной компетентности (индивидуализация контрольно-оценочных действий);
- действование в «позиции взрослого» через умение организовывать работу в разновозрастной группе с младшими школьниками;
- использование действия моделирования для опробования культурных предметных средств и способов действий в новых, нестандартных ситуациях;
- освоение способов учебного проектирования через решения проектных задач как прообразов будущей проектной деятельности старших подростков;
- освоение письменной дискуссии с одноклассниками как формы индивидуального участия младшего подростка в совместном поиске новых способов решения учебных задач и как средство работы с собственной точкой зрения;
- освоение способов работы с культурными текстами, излагающими разные позиции по вопросам в той или иной области знания.
Общий результат: у обучающихся сформированы предпосылки для индивидуализации учебной деятельности (умение работать с текстом, письменно выражать свое мнение, умение работать в позиции «взрослого»).
Данные образовательные результаты проверяются и оцениваются образовательным учреждением самостоятельно двумя способами:
- контрольно-оценочная самостоятельность, работа с моделями (графико-знаковыми формами), работа с чужими и собственными текстами (письменная дискуссия) через разработку специальных предметных контрольно-измерительных материалов;
- умение работать в группе, в позиции «взрослого», способы учебного проектирования могут быть проверены с помощью экспертных оценок в ходе встроенного наблюдения в разные виды и формы деятельности обучающихся.
В личностных результатах:
- удержание и повышение учебной мотивации младших подростков за счет организации учебного сотрудничества с младшими школьниками;
- стремление и, отчасти, способность самостоятельно расширять границы собственных знаний и умений;
- умение вступать в разновозрастное сотрудничество, как с младшими школьниками, так и со старшими подростками: уважительное отношение к младшим и умение слушать и слышать, вступать в коммуникацию со старшими подростками;
- умение осуществлять замысел будущей деятельности (проекта);
- отсутствие подросткового негативизма в его школьных проявлениях (дисциплинарных, учебных, мотивационных);
- умение работать в позиции «взрослого» («учителя»): удержание точки зрения незнающего, помощь младшему школьнику занять новую точку зрения; организация для содержательной учебной работы группы младших школьников;
- понимание и учитывание в своей деятельности интеллектуальной и эмоциональной позиции другого человека;
Общий результат: плавный, мягкий и нетравматичный переход школьников с начальной на основную ступень образования.
Данные образовательные результаты проверяются и оцениваются образовательным учреждением самостоятельно с помощью анкетирования разных субъектов образовательного процесса, проведения «фокус-группы», наблюдений, показателей деятельности образовательного учреждения (в частности, правонарушений, участие обучающихся в различных внешкольных, внеурочных формах деятельности и т.п.). Образовательные результаты этой группы описываются либо с помощью содержательных характеристик, либо с помощью статистических данных по образовательному учреждению за определенный промежуток времени.
Второй этап (7-9 классы, 12-15 лет) – период наибольшей социальной активности и самоопределения в рамках основной школы. Дети активно осваивают все ее пространство, работают в разновозрастных группах, интенсивно ищут свои интересы предпочтения. Они быстро меняют свои интересы, охотно принимают все новое, но этот интерес, как правило, непрочен и быстро переключается. Дети с удовольствием пробуют себя в различных формах интеллектуальной деятельности, начиная осознавать значимость интеллектуального развития, в том числе и в межличностных отношениях.
На этом этапе реализации ООП необходимо решить следующие педагогические задачи:
- реализовать образовательную программу в разнообразных организационно-учебных формах (уроки одновозрастные и разновозрастные, занятия, тренинги, проекты, практики, конференции, выездные сессии (школы) и пр.), с постепенным расширением возможностей школьников осуществлять выбор уровня и характера самостоятельной работы;
 - сфера учения должна стать для подростка местом встречи замыслов с их реализацией, местом социального экспериментирования, позволяющего ощутить границы собственных возможностей;
 - подготовить учащихся к выбору и реализации индивидуальных образовательных траекторий (маршрутов) в заданной предметной, интегративной, метапредметной программой области самостоятельности;
 - организовать систему социальной жизнедеятельности и группового проектирования социальных событий, предоставить подросткам поле для самопрезентации и самовыражения в группах сверстников и разновозрастных группах;
 - создать пространство для реализации разнообразных творческих замыслов подростков, проявления инициативных действий.
 
В результате решения поставленных педагогических задач образовательными результатами по окончанию данного этапа образования можно назвать следующие:
Личностные результатыосвоения основной образовательной программы основного общего образованияобнаруживаются через участие обучающихся в разных видах деятельности и освоение их средств, что дает возможность школьникам приобрести общественно-полезный социальный опыт, в ходе которого обучающийся сможет:
- овладеть основами понятийного мышления (освоение содержательного обобщения, анализа, планирования, контроля и рефлексии учебной деятельности);
- сформировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;
- научиться самостоятельно строить отдельные индивидуальные образовательные маршруты с учетом устойчивых учебно-познавательных интересов (определять образовательные цели, намечать пути их достижения, искать способы возникающих образовательных задач, контролировать и оценивать свою деятельность, по необходимости обращаться за экспертной оценкой к сверстникам и взрослым);
- сформировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоить социальные нормы, правила поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; сформировать основы социально-критического мышления; получить опыт участия в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развить моральное сознание и социальные компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- сформировать ценность здорового и безопасного образа жизни; усвоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и правил поведения на дорогах;
Данные образовательные результаты проверяются и оцениваются образовательным учреждением самостоятельно с помощью анкетирования разных субъектов образовательного процесса, проведения «фокус-группы», наблюдений, показателей деятельности образовательного учреждения (в частности, правонарушений, участие обучающихся в различных внешкольных, внеурочных формах деятельности и т.п.). Образовательные результаты этой группы могут описываться либо с помощью содержательных характеристик, либо с помощью статистических данных по образовательному учреждению за определенный промежуток времени.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования представляют собой набор основных ключевых компетентностей, которые должны быть сформированы в ходе освоение обучающимися разных форм и видов деятельностей, реализуемых в основной образовательной программе.
Основой ключевых компетентностей являются сформированные универсальные учебные действия младших школьников.
На данном этапе основного общего образования ключевые компетентности проявляются:
Вкомпетентности решения проблем (задач) как основы системно - деятельностного подхода в образовании: компетентность в решении задач (проблемная компетентность) – способность видеть, ставить и решать задачи.
Основные группы способностей и умений:
– планировать решение задачи; выбирать метод для решения, определять необходимые ресурсы;
– производить требуемую последовательность действий по инструкции; при необходимости уточнять формулировки задачи, получать недостающие дополнительные данные и новые способы решения;
– выявлять и использовать аналогии, переносить взаимосвязи и закономерности на задачи с аналогичным условием; выдвигать и проверять гипотезы, систематически пробовать различные пути решения;
–выполнять текущий контроль и оценку своей деятельности; сравнивать характеристики запланированного и полученного продукта; оценивать продукт своей деятельности на основе заданных критериев; видеть сильные и слабые стороны полученного результата и своей деятельности, воспринимать и использовать критику и рекомендации других, совершенствовать результаты решения конкретной задачи и свою деятельность.
В информационной компетентности какспособности решать задачи, возникающие в образовательном и жизненном контексте с адекватным применением массовых информационно-коммуникативных технологий.
Основные группы способностей и умений:
– исходя из задачи получения информации:
- планировать поиск информации, формулировать поисковые запросы, выбирать способы получения информации; обращаться к поисковым системам интернета, к информированному человеку, к справочным и другим бумажным и цифровым источникам – гипермедиа-объектам: устным и письменным текстам, объектам со ссылками и иллюстрациями на экране компьютера, схемам и планам, видео- и аудиозаписям, интернет-сайтам и т.д.; проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты;
 - находить в сообщении информацию: конкретные сведения; разъяснение значения слова или фразы; основную тему или идею; указание на время и место действия, описание отношений между упоминаемыми лицами событий, их объяснение, обобщение, устанавливать связь между событиями;
 - оценивать правдоподобность сообщения, выявлять установку автора (негативное или позитивное отношение к событиям и т. д.) и использованные им приемы (неожиданность поворота событий и т. д.),
 - выделять из сообщения информацию, которая необходима для решения поставленной задачи; отсеивать лишние данные;
 - обнаруживать недостаточность или неясность данных; формулировать вопросы к учителю (эксперту) с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации;
 - сопоставлять и сравнивать информацию из разных частей сообщения и находимую во внешних источниках (в том числе информацию, представленную в различных формах – в тексте и на рисунке и т. д.);выявлять различие точек зрения, привлекать собственный опыт;
 
–исходя из задачи создания, представления и передачи сообщения:
- планировать создание сообщения, выбирать сочетание различных форм (текст, рисунок, схема, анимация, фотография, видео, звук, личная презентация) представления информации и инструментов ее создания и организации (редакторов) и использовать их для обеспечения максимальной эффективности в создании сообщения и передаче смысла с помощью него;
 - обрабатывать имеющиеся сообщения (свои и других авторов): преобразовывать запись устного сообщения (включая презентацию), интервью, дискуссии в письменный текст, формулировать выводы из изложенных фактов (в том числе в различных источниках), кратко резюмировать, комментировать, выделять отдельные линии, менять повествователя, иллюстрировать, преобразовывать в наглядную форму;
 - создавать текстовое описание объектов, явлений и событий, наблюдаемых и зафиксированных на изображениях (наблюдений, экспериментов), фиксировать в графической форме схемы и планы наблюдаемых или описанных объектов и событий, понятий, связи между ними;
 - фиксировать в виде текста и гипермедиа-сообщения свои рассуждения (решение математической задачи, вывод из результатов эксперимента, обоснование выбора технологического решения и т. д.);
 - участвовать в дискуссии и диалоге, учитывать особенности других участников, их позиции и т.д., ставить задачи коммуникации и определять, какие результаты достигнуты;
 
– исходя из задачи проектирования объектов и событий, включая собственную деятельность, создавать проекты и планы в различных формах (текст, чертеж, виртуальная модель);
– исходя из задачи моделирования и прогнозирования, ставить виртуальный эксперимент.
– исходя из задачи записи (фиксации) объектов и процессов в окружающем мире выбирать правильные инструменты и действия такой фиксации, фиксируя необходимые элементы и контексты с необходимым технологическим качеством, в том числе фиксировать ход эксперимента, дискуссии в классе и т. д.;
В коммуникативной компетентности как способности ставить и решать определенные типы задач социального, организационного взаимодействия: определять цели взаимодействия, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы взаимодействия партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать успешность взаимодействия, быть готовым к осмысленному изменению собственного поведения.
Основные группы способностей и умений:
– способность к инициативной организации учебных и других форм сотрудничества, выражающаяся в умениях:
- привлекать других людей (как в форме непосредственного взаимодействия, так и через их авторские произведения) к совместной постановке целей и их достижению;
 - понять и принять другого человека, оказать необходимую ему помощь в достижении его целей;
 - оценивать свои и чужие действия в соответствии с их целями, задачами, возможностями, нормами общественной жизни;
 
– способность к пониманию и созданию культурных текстов, выражающаяся в умениях:
- строить адресованное письменное или устное развернутое высказывание, удерживающее предметную логику, учитывающее разнообразие возможных точек зрения по данному вопросу;
 - читать и осмысливать культурные тексты разного уровня сложности с разными стилевыми и иными особенностями, продолжая их собственную внутреннюю логику;
 - оценивать свои возможности в понимании и создании культурных текстов, искать и осваивать недостающие для этого средства.
 
– способность к взаимодействию с другими людьми, выражающаяся в умениях:
- осознавать и формулировать цели совместной деятельности, роли, позиции и цели участников, учитывать различия и противоречия в них;
 - планировать взаимодействие (со своей стороны и коллективно);
 - оценивать ход взаимодействия, степень достижения промежуточных и конечных результатов.
 
– способность к разрешению конфликтов, выражающаяся в умениях:
- находить пути разрешения конфликта, в том числе в качестве третьей стороны, способы поведения в ситуации неизбежного конфликта и столкновения интересов, достижения компромисса;
 
В учебной компетентностикак способности обучающихся самостоятельно и инициативно создавать средства для собственного продвижения в обучении и развитии (умение учиться), выстраивать свою образовательную траекторию, а также создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовывать.
Умение учиться, обнаруживает себя в готовности и возможности:
- строить собственную индивидуальную образовательную программу на последующих этапах образования;
- определять последовательность учебных целей, достижение которых обеспечит движение по определенной обучающимся траектории;
- оценивать свои ресурсы и дефициты в достижении этих целей;
- обладать развитой способностью к поиску источников восполнения этих дефицитов;
- проводить рефлексивный анализ своей образовательной деятельности, использовать продуктивные методы рефлексии.
Данная группа образовательных результатов может быть проверена и оценена как образовательным учреждением самостоятельно, так и с помощью внешней независимой оценки в ходе государственной итоговой аттестации как с помощью специальных контрольно-измерительных материалов, носящих интегрированных характер, так и в ходе оценки результатов других видов деятельности (проектной, исследовательской, творческой и т.п.)
2. План работы гимназии по определению изменений в образовательном процессе гимназии с целью приведения их в соответствие с требованиями ФГОС ОО
| 
				 
  | 
			
				 Цель анализа: 
  | 
			
				 Перечень изменений, которые нужно внести 
  | 
		
| 
				 Анализ целей образования 
 
  | 
			
				 определение необходимых изменений в иерархической системе образовательных целей и планируемых результатах по предметам  | 
			
				 
  | 
		
| 
				 Анализ школьных учебных планов  | 
			
				 Определение необходимых изменений в учебных планах школы  | 
			
				 Внести необходимые изменения в БУП гимназии по составу предметов по образовательным областям школьного учебного плана; в количестве часов, которые отводится на изучение предметов; в организацию учебного процесса в течение учебного года; в содержание воспитывающей деятельности и методы ее организации 
  | 
		
| 
				 Анализ учебных программ и учебников  | 
			
				 Определение необходимых изменений в используемых программах и учебниках по предметам и для осуществления воспитательной работы  | 
			
				 Внести необходимые изменения в перечень программ по предметам; ставить перечень учебников, которые нужно заменить  | 
		
| 
				 Анализ технологий 
  | 
			
				 Результаты анализа: определение необходимых изменений в технологиях  | 
			
				 Апробировать и ввести в образовательный процесс новые технологии и формы обучения, ориентированные на достижение образовательных целей  | 
		
| 
				 Анализ способов контроля и оценки планируемых результатов обучения  | 
			
				 Определение необходимых изменений в способах контроля результатов образования  | 
			
				 Провести анализ механизмов контроля и оценки планируемых результатов образования;  | 
		
| 
				 Анализ ресурсов для реализации ФГОС  | 
			
				 Перечни тем курсов для повышения квалификации кадров учебников, наименований литературных изданий видов учебного оборудования  | 
			
				 Разработать программу курсовой и межкурсовой подготовки педагогов гимназии по обучению внедрения ФГОС 
  | 
		
3. Новые профессиональные задачи учителя в связи с введением ФГОС
- Расширение прав и ответственности в
 - определении планируемых результатов обучения,
 - разработке программ учебных предметов,
 - выборе учебников и пособий,
 - в создании системы оценки результатов.
 
ФГОС диктует необходимость перехода от декларации к реальному обучению
- использованию деятельностного (компетентностного) подхода и соответствующих ему технологий обучения;
 - формированию универсальных учебных (метапредметных) действий учащихся средствами учебного предмета и внеурочной деятельности учащихся;
 - осуществлению внутрипредметной и межпредметной интеграции содержания образования;
 - построения учебно-воспитательного процесса на основе знания детской возрастной психологии и психологии обучения.
 
Требования к профессиональным и личностным качествам учителя
- Хорошо знающий свой предмет и владеющий методикой его преподавания
 - Владеющий современными образовательными технологиями
 - Хорошо разбирающийся в психологии ребенка, способный проанализировать и понять его поведение, оказать психологическую поддержку и помощь, особенно в период возрастных кризисов
 - Эффективно взаимодействующий с семьями своих учащихся, авторитетный в профессиональном и личностном плане для родителей
 - Открытый новшествам, умеющий отбирать и осваивать новые формы и методы работы, обновляющий содержание образования, поддерживающий в образовательной практике разумный баланс между традиционным и инновационным
 
- Мотивированный на работу сучащимися, относящийся к своей работе как к призванию
 - Способный к своему личностному и профессиональному развитию, непрерывно повышающий свою квалификацию
 
4. Состав учителей, работающих в гимназии и их проблемы
Педагогический коллектив МБОУ гимназия №1 -это 46 педагогов и специалистов, средний возраст которых 47 лет.
В гимназии работает высокопрофессиональный педагогический коллектив. Из них
Заслуженный учитель-1,
Отличники народного образования-6,
Почетные работники общего образования-9,
победители конкурса «Лучшие учителя России» в рамках ПНПО-7,
победители краевого и участники Всероссийского конкурса «Учитель года»-3
	
Сравнительный анализ стажа, образования и квалификации учителей гимназии и со средними показателями по России
| 
				 стаж до 5 лет  | 
			
				 стаж от 5 до 20 лет  | 
			
				 стаж более 20 лет  | 
			
				 высшее образование  | 
			
				 среднее специальное  | 
		|||||
| 
				 Россия  | 
			
				 Гимназия  | 
			
				 Россия  | 
			
				 Гимназия  | 
			
				 Россия  | 
			
				 Гимназия  | 
			
				 Россия  | 
			
				 Гимназия  | 
			
				 Россия  | 
			
				 Гимназия  | 
		
| 
				 7-12%  | 
			
				 17%  | 
			
				 49%  | 
			
				 34%  | 
			
				 17%  | 
			
				 49%  | 
			
				 94%  | 
			
				 98%  | 
			
				 6%  | 
			
				 2%  | 
		
Данные представленные в таблице показывают, что в гимназии работает контингент педагогов-стажистов. С одной стороны это опытные, высококвалифицированные учителя, с другой стороны, уверенность в профессионализме приводит к некоторой отстраненности к нововведениям. В гимназии уделяется внимание к молодым специалистам. Как правило, они являются выпускниками гимназии.
	
Динамика профессионального роста учителей гимназии
	 
	
                  
	
    
Инновационная деятельность в гимназии дала толчок творческому росту педагогов. Они являются участниками профессиональных конкурсов.
В гимназии работают 3 победителя краевого и участники Всероссийского конкурса «Учитель года», 6 победителей (один из них дважды) конкурса «Лучшие учителя России» в рамках приоритетного национального проекта,
Не смотря на высокий профессиональный уровень педагогов, проведенный анализ высветил проблемы, свойственные кадровому обеспечению гимназии:
- старение
 - неготовность и немотивированность к работе молодых
 - профессиональное выгорание (усталость, конфликтность, агрессивность)
 - некритичность
 - неготовность к самостоятельному педагогическому исследованию
 - низкая зарплата
 - отсутствие времени для самообразования и повышения квалификации
 
Проблемы обусловили разработку программы с педагогическими кадрами в свете новых требований ФГОС
5. Задачи гимназии вуправления по работе с кадрами при введении ФГОС
- Выявление затруднений, потребностей и образовательных запросов учителей и передача информации об их наличии для формирования заказа
 - системе ДППО и ММС
 - Оказание помощи в разработке индивидуальных планов и содействия в их реализации
 - Оказание помощи в разработке индивидуальных планов и содействия в их реализации
 - Выявление запросов и обеспечение учителей необходимыми информационными и научно-методическими ресурсами.
 - Создание мотивационных условий, благоприятных для профессионального развития и решения задач новой деятельности (режима работы, оценки труда, поощрения, стимулирования, вознаграждения; обеспечение необходимыми ресурсами для осуществления обновления образовательного процесса)
 - Организация процесса погружения учителя в решение новых задач профессиональной деятельности и обучение непосредственно на рабочем месте
 - Управление самостоятельным профессиональным развитием учителя через ИУП и обучение непосредственно на рабочем месте
 - Участие в выявлении наиболее ценного опыта работы учителей
 
Решение данных задач в гимназии решается на всех уровнях деятельности:
- На уровне администрации
 - На уровне методических кафедр
 - На уровне творческих групп
 - На уровне сетевого взаимодействия учителей
 - На уровне учителя
 
На уровне управления проводиться анализ индивидуальной деятельности педагогов с целью методической поддержки.
Результаты обучения
| 
				 Уровни сформированности компетенции  | 
			
				 Показатели уровня сформированности компетенции  | 
		
| 
				 Первый  | 
			
				 Человек способен решать только единичные задачи формируемой деятельности и из-за ограниченности ориентировки в условиях. Он может применять имеющиеся в его распоряжении методы ошибочно, то есть там, где их применение неадекватно реальным условиям выполняемой им задачи.  | 
		
| 
				 Второй  | 
			
				 Обеспечивает решение определенные группы задач формируемой деятельности с пониманием условий и границ применимости обобщенных способов их решения. Однако и в этом случае человек не будет способен решить любые задачи, а только те их группы, которые позволяет освоенный им уровень обобщенности освоенного способа деятельности. Чем выше степень обобщенности, тем большее число задач будет способен решить человек.  | 
		
| 
				 Третий  | 
			
				 Компетенция обеспечивает решение любых задач данного типа разными методами с полным учетом существующих условий задачи, которые при этом выявляются самостоятельно.  | 
		
Обучение педагогического коллектива гимназии планируется на основе использования различных видов и методов деятельности.
| 
				 Виды деятельности  | 
			
				 Методы деятельности  | 
		
| 
				 Учебно-познавательная  | 
			
				 Лекции, семинары, тренинги, учебные исследования, работа с литературой и др.  | 
		
| 
				 Учебно-профессиональная  | 
			
				 Стажировка, занятия на базе гимназии, обучающие открытые уроки, выполнение различных обучающих заданий в собственной практике и др. Стажировка, занятия вне гимназии  | 
		
| 
				 Профессиональная  | 
			
				 Разработка и реализация собственных проектов, проведение самостоятельных экспериментов по применению новых знаний. Практика по специальности. Исследование и обобщение собственного опыта и опыта своих коллег.  | 
		
6. Формы и методы обучения педагогических кадров
В процессе работы с педагогами гимназии планируется использование следующих методов и форм обучения.
Формы и методы обучения на рабочем месте
1. Делегирование- передача подчиненному нового круга задач с полномочиями самостоятельного принятия решений. Обучение подчиненных в ходе выполнения делегированной работы
2. Ротация- перевод работника на новое место или должность с целью получения им дополнительной профессиональной квалификации
3. Работа по инструкции, памятке, специально разработанной методике до полного освоения новой деятельности
4. Обучение в группе- обучение в процессе выполнения задач, поставленных перед группой сотрудников за счет общения, выполнения групповых поручений.
5. Педагогические мастерские- обучение в процессе совместной разработки образцов профессиональной деятельности (планов уроков, учебных планов и программ и т.д.) под руководством одного из наиболее опытных и знающих учителей
6. Обучение на собственных открытых уроках-обучение в процессе подготовки урока по новому стандарту вместе с консультантом или наставником и в процессе его анализа вместе с посещавшими урок специалистами
7. Супервизии-мероприятия, проведенные учителем для коллег или описанные им проблемные ситуации, которые рассматриваются и анализируются совместно с опытными коллегами, благодаря чему учитель получает объективную информацию для более полного и объективного видения своей собственной деятельности.
8. Самоанализ и самооценка- обучении в процессе анализа и оценки своей деятельности по разработанным критериям; проводится примерно за неделю-две до экспертной оценки
9. Участие в управлении реализацией проекта введения ФГОС, работа в составе методического объединения
10. Открытые уроки и другие мероприятия- обучение в процессе просмотра и анализа посещенного открытого мероприятия
11.Мастер-классы и авторские мастерские- обучение под руководством опытного педагога, ведущего мастерские
Формы и методы обучения вне рабочего места
1. Кооперирование, стажировка- работник прикрепляется к более компетентному специалисту и учится работать, копируя действия этого человека
2. Обучение в процессе контроля руководителя школы- обучение в процессе совместного анализа и выработки корректирующего решений наблюдаемой руководителем деятельности
3. Экспертиза и контроль равного равным- обучение в процессе экспертизы и оценки работы другого сотрудника равного по статусу
4. Круглые и дискуссионные столы по проблемам- обучение в ходе организуемых дискуссий по проблемам введения ФГОС: самостоятельных выступлений и выслушивания различных альтернативных точек зрения
5. Проблемно-деловые игры- обучение в ходе решения актуальной проблемы введения ФГОС в процессе специально организованной игровой деятельности
6. Ролевые игры- обучение с помощью моделирования ролевого поведения: постановка обучаемого на чье-либо место с целью приобретения в ходе проигрывания его роли опыта требуемого поведения или деятельности
7. Рефлексивно-ролевые игры- обучение в ходе ролевой игры с помощью переоценки (рефлексии) чьего-либо или собственного опыта деятельности по совместно разработанным критериям его эффективности
8. Тренинги умелой деятельности- обучение в группе в процессе специально организованных упражнений, закрепляющих вырабатываемые умения, например, по общению, ведению дискуссий и т.д.
9. Уроки-панорамы- обучение в качестве участника урока, который ведет коллега, а также в качестве участвующего в его последующем обсуждении
10. Лекции- обучение с помощью вербальных (словесных) средств передачи профессиональных знаний преподавателем
11. Семинары- обучение в процессе переработки, систематизации и воспроизведения информации, полученной в лекции или самостоятельно
12. Моделирование- проигрывание производственных и педагогических ситуаций с помощью разработки их моделей, воспроизводящих реальные условия работы
13. Анализ ситуаций- моделирование и анализ типичных педагогических ситуаций и способов их решения
14. Педагогические чтения- обучение в ходе ознакомления с информацией об опыте лучших работников школы
15. Аукционы педагогических идей- представление наиболее эффективных педагогических технологий коллегам, их экспертиза и предложение для освоения. Обучение в процессе разработки, представления эффективных технологий, а также их экспертной оценки
17. Педагогические ринги- защита своего собственного альтернативного другому взгляда на решение педагогической проблемы; обучение в ходе защиты собственной точки зрения
18. Просмотр видеофильмов отснятых уроков -обучение в процессе распознавания и анализа уведенного
19. Групповые и индивидуальные консультации- получение информации по конкретному вопросу у специалиста
7. Формирование заинтересованности и личнойответственности учителей в повышении своей квалификации
- Создание учителям и руководителям учреждений условий для самостоятельного выбора содержания, места и времени (ХК ИРО, ДВГГУ)
 - Использование балльно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения.
 - Обучение без отрыва от работы и обучение командами.
 - Установление прямой зависимости оплаты труда от уровня квалификации специалиста, подтверждаемой сертификатом.
 
8. Создание таких условий, при которых каждый работающий в школе педагог будет иметь возможности для повышения своей квалификации.
1. Гарантированное 1 раз в пять лет 72 - часовое, финансируемое государством повышение квалификации учителей и руководителей школ.
2. Возможность выбора места повышения квалификации
3. Дистанционное обучение кадров
4. Обучение на рабочем месте: методическая работа школы, услуги ММС, профессиональное развитие учителей за счет включения в проектную и исследовательскую деятельность.
План повышения квалификации педагогических и управленческих кадров
по вопросам реализации ФГОС
Цель: обеспечить переподготовку и повышение квалификации кадров в соответствии с требованиями ФГОС
| 
				 Образовательные программы (модули) повышения квалификации  | 
			
				 Категория обучающихся  | 
			
				 Количество обучающихся по годам 
 (модульные курсы ФГОСдля основной школы на 2011г. не разработаны)  | 
		|||||
| 
				 2008  | 
			
				 2009  | 
			
				 2010  | 
			
				 2011  | 
			
				 2012  | 
			
				 2013  | 
		||
| 
				 в рамках курсовой переподготовки  | 
			
				 учителя предметники  | 
			
				 5  | 
			
				 8  | 
			
				 14  | 
			
				 11  | 
			
				 4  | 
			
				 8  | 
		
| 
				 модульные курсы ФГОС  | 
			
				 руководители, учителя предметники  | 
			
				 
  | 
			
				 1  | 
			
				 2  | 
			
				 1 
 2  | 
			
				 
 
 15  | 
		|
2.Система мер по информированию кадров о ФГОС
| 
				 Задачи  | 
			
				 Формы и методы работы с кадрами  | 
			
				 Сроки  | 
			
				 Ответственные  | 
			
				 Ожидаемые результаты  | 
		
| 
				 -собрать, информацию ФГОС основного общего образования -разместить основные документы на сайте гимназии -проинформировать участников образовательного процесса о целях и задачах введения ФГОС ООО  | 
			
				 - педагогический совет -семинары -курсовая подготовка -родительские собрания -Совет гимназии  | 
			
				 2010-2013 гг.  | 
			
				 администрация  | 
			
				 100% информированность педагогического коллектива  | 
		
3.Обучение кадров по вопросам введения ФГОСв гимназии
| 
				 Задачи  | 
			
				 Формы и методы работы с кадрами  | 
			
				 Сроки  | 
			
				 Ответственные  | 
		
| 
				 сформировать у учителей компетенции  | 
			
				 лекции семинары, работа творческих групп, исследовательская деятельность учителя, открытые уроки, стажировки  | 
			
				 2012-2015гг.  | 
			
				 администрация, руководители кафедр  | 
		
	9. Ленточная диаграмма Гантта для планирования графика
	разработки  и реализации перечня единичных проектов
	в рамках проекта введения ФГОС
| 
				 Единичные проекты  | 
			
				 Годы  | 
		|||||||||||
| 
				 2010  | 
			
				 2011  | 
			
				 2012  | 
			
				 2013  | 
			
				 2014  | 
			
				 2015  | 
			
				 2016  | 
			
				 2017  | 
			
				 2018  | 
			
				 2019  | 
			
				 2020  | 
			
				 2021  | 
		|
| 
				 1...информированность.......................  | 
			||||||||||||
| 
				 2.формирование компетентностей, разработка БУП, изменения в образовательной программе, переподготовка педагогического коллектива  | 
			||||||||||||
| 
				 3.Введение ФГОС в 5 классах  | 
			||||||||||||
| 
				 4.Введение ФГОС в 6 классах  | 
			||||||||||||
| 
				 5..Введение ФГОС в 7 классах  | 
			||||||||||||
| 
				 6..Введение ФГОС в 8 классах  | 
			||||||||||||
| 
				 7.Введение ФГОС в 9 классах  | 
			||||||||||||
