Создание условий для развития индивидуальности личности ученика на уроках истории.
Горенко М.В., учитель истории,
МБОУ Гимназия № 1,
Признание идеи неповторимости, своеобразия, уникальности личности побуждает педагога к поиску тех технологий, методов и приёмов обучения и воспитания, которые бы способствовали личностному развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности.
Изучая ФГОС общего образования можно заметить, как часто используются термины: «саморазвитие», «идентичность», «самоидентификация», «личностные представления», «индивидуальные достижения», «ценностные ориентации обучающегося», «личностно – смысловые ориентиры и установки».
Современное российское образование, согласно требованиям данного документа, ориентируется на личность учащегося, потому и в содержании программ, в выборе методов, в проектировании условий образовательного процесса проявляется тенденция поддержки и сохранения индивидуальности, ценности личности каждого ребёнка.
Обучать и воспитывать детей как «различных существ, стремясь к развитию их различных свойств, отличающих их друг от друга» (П.Ф. Каптерев) – такова задача современной школы. В данной статье попытаюсь раскрыть, как решается эта задача на уроках истории.
История как наука изучается с 5 класса. Переход от начального образования к средней школе характеризуется встречей учащихся с серьёзным знанием – научным, тогда как ученики к этому моменту ещё не утратили «детскость» своей мысли, «детскость» мировосприятия.
Сложность научных терминов, начало усвоения теоретических вопросов, обилие исторических фактов – всё это требует серьёзной методологической базы. Построить уроки на интересе, увлекательных «путешествиях», конечно, важно, ведь «непосредственный интерес есть двигатель, который ведёт и верно, и далеко» (Б.М. Бим-Бад), но увлечение им может сформировать лишь внешнюю мотивацию. Куда важнее помнить, «что главное в воспитании и обучении – опыт, т.е. усилия самого ребёнка, которые, действительно, дают ему знание…» (Б.М. Бим-Бад).
Если главная ценность для педагога сам ребёнок, то важно признать, что он, этот ребёнок, является носителем уникального «субъектного опыта», источником которого, по мысли В.В. Серикова, может быть всё, что «затрагивает потребностно – смысловую среду личности».
Поэтому считаю важным создать такую учебную ситуацию на уроке, когда возможным становится «личностное проявление» (В.В. Сериков).
Обратимся к некоторым примерам, чтобы проиллюстрировать эту мысль.
Первой страной, изучаемой в блоке «Древний Восток», является Древний Египет. Обилие интересных фактов, необычных сюжетов мифологии, тайн египетской духовной культуры – это благодатный материал, который может послужить базой к формированию личностного «исторического» опыта учащихся, поможет индивидуализировать обучение. Ребята составляют своё «Письмо из прошлого» на индивидуальном «папирусе» (из современной бумаги, но по технологии изготовления древних папирусов). В нём от своего имени они описывают жизнь человека Древнего Египта, называют категорию населения, упоминают реальные исторические события. Так, персонификация как способ обучения учащихся помогает выразить индивидуальное отношение к учебной информации, усвоить изученный материал, понять дух эпохи, увидеть связь прошлого с современностью, а главное, такой вид деятельности становится ступенькой в процессе самоидентификации ребёнка.
«Индивидуальность (субъективность) личности проявляется и в избирательности к познанию мира», - замечает И.С. Якиманская. В ходе организации учебного сотрудничества учителя и ученика выявляются предпочтения ребенка, уровень его интересов и потребностей, «любимые» виды и способы деятельности, а главное – формируется ценностный мир ученика.
Так, например, изучив Древневосточные государства (Египет, Ассирия, Персия, Китай и др.), учитель к повторительно – обобщающему уроку предлагает учащимся составить «рекламный буклет» тех двух – трёх стран, в которые ребята хотели бы пригласить современного человека для путешествия в прошлое. При выполнении этого задания проявляется избирательность ребёнка к событиям, к сферам общественной жизни (приглашение на посещение пирамид, либо приёма в царском дворце), раскрываются и личностные характеристики ребёнка: его ответственность, внимательность, любознательность, умение переосмысливать, фантазировать. Всё это база для развития индивидуального мышления.
Умение размышлять, расставлять свои смысловые акценты в исторической теории, понимать исторические закономерности, видеть свой образ изучаемой эпохи, страны в определённый период времени проявляется при изучении истории в шестом классе. Учащимся предлагается составлять «свою» модель изучаемой средневековой страны. Так, Япония, представляется им сакурой, Китай в образе дракона, Индия – как огромный базар, притягивающий, как магнит, европейцев в средневековье.
Создавая условия для индивидуализации обучения на уроке, важно помнить, что самостоятельная избирательность – процесс, который продолжается и вне урока. Здесь важно направить желание заниматься поисково – исследовательской деятельностью, погружаясь в определённую область научного знания. Учитель уже в 6-7 классах предлагает темы для индивидуального изучения истории, итогом которого может стать реферат, модель, презентация и т. п. Это работа на перспективу, она может быть продолжена и в старших классах. Ребёнок делает самостоятельный выбор и темы, и вида деятельности, проявляющий его личную заинтересованность. Приобретённый ранее личностный опыт помогает в этом. Задача учителя -предоставить выбор. Это может быть изучение значимой для учащегося исторической личности, анализ исторической эпохи, углубление знаний о стране и т.д.
В исследовательской деятельности ученика реализуется тот самый «личный опыт воспитанника», который является «основной базой педагогической работы» (Л.С. Выготский). Так от этапа к этапу происходит некое движение – «пробы» себя в разных ситуациях для ребёнка. И здесь важна педагогическая поддержка, которую оказывает учитель ученику на всех этапах сотрудничества, реализуя технологию индивидуализации.