МБОУ "Гимназия №1" - "Самоопределение учащихся в образовательном пространстве гимназии"

Гимназия №1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

"Самоопределение учащихся в образовательном пространстве гимназии"

 

   

Eaремова Ксения, ученица 11б класса (социально-экономического профиль),  Теллы Вера, ученица 10в (ИУП)

В Концепции модернизации российского образования уделяется большое внимание педагогической поддержке старшеклассников в профессиональном самоопределении. Научные публикации психологов, педагогов, социологов дают основание рассматривать проблему профессионального самоопределения как актуальную в целом и как проблему особой значимости для старшеклассников.  

Сложившиеся понимание профессионального самоопределения как составляющей общего процесса развития личности предполагает взаимодействие двух систем. С одной стороны – это, личность как сложнейшая саморегулирующаяся система, с другой – система педагогических условий, способствующая профессиональному самоопределению старшеклассника. В этом контексте интересна работа учащихся МОУ «Гимназия №1» г. Хабаровска «Самоопределение учащихся в образовательном пространстве гимназии». Учащиеся старшей профильной школы гимназии попытались сопоставить данные 2006 г.по двупрофильному классу (социально-экономического профиля /информационно- технологического профиля) и данные исследования 2010г., проводимого на базе класса, обучающегося по индивидуальным учебным планам.

«Самоопределение учащихся в образовательном пространстве гимназии»

   Авторы: учащиеся  10 двупрофильного класса (социально-экономического профиля /информационно- технологического профиля), 2006г,

учащиеся 10в класса (ИУП) и 11б класса (социально-экономический профиль), 2010г.

Руководитель проекта – Щекота Л.В., профориентатор

Введение.

ØВ 2005-2006 учебном году гимназистам 10 двупрофильного класса (социально-экономического и информационно-технологического) было проведено исследование по проблеме "Соответствие профессии или поиск своего места в мире профессий". В этом учебном году нам стало интересно: а изменилось ли что-либо за эти годы? Именно с этой целью мы провели мониторинг осмысленного выбора профиля на основе диагностики учащихся 10в, обучающихся по индивидуальному учебному плану.
          Подходы к трактовке понятия социально-профессионального самоопределения трактуется в научной литературе достаточно широко.

Ø Социально-профессиональное самоопределение- это процесс формирования личностью своего отношения  к профессионально- трудовой деятельности (Немова H.B.)

ØПрофессиональное самоопределение  понимается как «нахождение смыслов выполняемой работ» (Пряжников Н.С.)

ØПрофессиональная самоидентификация – отожествление себя с определенной социальной группой, профессией       (Щербаков М.А.)

В контексте нашего исследования мы взяли за основу определение Пищик "Профессиональное самоидентификация - это поиск своего мест в мире профессий".
     Взрослея мы рано или поздно сталкиваемся с необходимостью решать две главные задачи: достижение некоторой автономии и независимости от родителей и формирование собственной идентичности - самоопределения, т.е. создание своего целостного образа своего собственного «Я» гармонично сочетающего в себе различные элементы личности. По мнению американского психолога Эриксона, сформированность идентичности - это главный барьер, который должен преодолеть в юности каждый, чтобы совершить успешный переход к своей взрослости. Решения этих задач, по мнению психолога, приходится на подростковый и ранний юношеский возраст, совпадающий с последними годами учебы в школе. Этот процесс он назвал кризисом идентичности, т.е. процесс прохождения через период принятия собственного решения, связанный с твердыми обязательствами по отношению к сделанному выбору системы ценностей или будущей профессиональной деятельности.
      Процесс самоидентификации- личностный процесс и очень важно в каких условиях он проходит и кто помогает подростку успешно миновать кризис самоидентификации.               С этой целью мы провели исследование условий в нашем учебном учреждении для успешного профессионального самоопределения в выборе профиля в дальнейшем профессии.

Так сформировалась гипотеза нашего исследования:

Осмысленное профильное, а в последующем профессиональное самоопределение возможно, если

•          гимназисты  имеют  возможность выбора  альтернативных форм обучения;

•         гимназисты имеют свободу ситуативного, социального и культурного самоопределения;

•         каждый гимназист становится активным участником процесса формирования способности к самоопределению

      В ходе  исследования изучались вопросы теоретического исследования вопроса профессионального самоопределения учащихся в условиях образовательного пространства гимназии и влияние  внутренних и внешних факторов в выборе профиля обучения и профессионального самоопределения.

В процессе разрешения гипотезы, были использованы методы в ходе теоретического изучение вопроса: поиск и осмысления информации из области проблем самоопределения, профессионального самоопределения и профессиональной самоидентификации. Во второй части исследования для подтверждения гипотезы успешного самоопределения:
использовались эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, беседы, самоанализ.

Основная часть.

Процесс профессионального самоопределения в условиях образовательного учреждения.

     Теоретический анализ научной литературы позволяют нам уточнить понятие профессионального самоопределения старшеклассников как готовность к разрешению противоречия между сложившимися свойствами личности и необходимостью ее приобщения к конкретному виду профессионального труда в условиях целенаправленного взаимодействия участников образовательного процесса. В основе процесса профессионального самоопределения стоит проблема выбора.  Выбор (Пряжников)- это всегда отказ от чего-то, от каких-либо имеющихся равнозначных альтернатив между которыми всегда существует противоречия, которые должен разрешить субъект.
Используя суждения Леонтьева о выборе как "сложноорганизованной деятельности" Овчинникова предлагает к рассмотрению две схемы моделей внутренней деятельности выбора.

     Модель простого выбора:

Ситуация выбора         Осмысление имеющихся альтернатив на основе заданного критерия    

 Определение ключевой альтернативы        Реализация намерения в действие

 

     Модель смыслового выбора:

Ситуация выбора        Сбор альтернатив      Осмысление имеющихся альтернатив     Определение критерия  для сравнения альтернатив        При условии формирования высшей духовной ценности на основе саморегуляции происходит определение ключевой альтернативы           Реализация намерений в действие

В структуре смыслового выбора на этапе определения критерия для сравнения имеющихся альтернатив субъект подключает имеющийся у него опыт, который может включать в себя сформированную высшую ценность. В том случае, если высшая духовная ценность сформирована, то субъект на основе саморегуляции определяет ключевую альтернативу и реализует действие. Если же высшая духовная ценность не сформирована, то субъект, застревая на эмоциональных переживаниях, либо отказывается от выбора, бессознательно избегает ситуацию выбора.

Таким образом, выбор базируется на выработке ценностных отношений к различным сторонам жизни. С этой целью мы провели исследование по двум направлениям: 1)какие ценности, связанные с продолжением образования, являются наиболее актуальными и приоритетными; 2)на какой стадии выбора ученики 10 классов находится.

                                                                         

 

Анализируя данные, мы видим, что учащиеся 10в класса 2010 года, по сравнению с 2006 годом стали более практичными. Учебу они рассматривают как средство реализации будущих планов: дальнейшей успешной профессиональной деятельности и социальной карьеры. Само получение образования рассматривается как "лифт", обеспечивающий возможность социального продвижения.

В связи с этим, было интересно узнать - какие ценности выбирают гимназисты.

                                           

Чтобы быть успешными, ученики считаю, что нужно обладать такими качествами как: решительность, целеустремленность, аккуратность, добросовестность. Однако, два ученика считают, что нужно быть изворотливым и уметь лгать.

                              

Гимназисты в 2006г. обучались в двупрофильном классе (социально-экономический/информационно-педагогический). Тем не менее, спектр их интересов школьными предметами широк. В 2010 гимназисты в 10в классе, на базе которого проводилось исследование, обучаются по индивидуальному учебному плану. То есть получили возможность индивидуально выбирать предметы для обучения на базовом и профильном уровне. Поэтому их выбор более определен и приоритетными предметами являются химия, физика, биология, информатика и математика.

В 2006 году провели мониторинг по изучению ожиданий учащихся 10 класса от обучения в гимназии. Большая часть гимназистов осталось на позиции – им необходима качественная подготовка к поступлению в ВУЗ и это понятно. Радует то, что увеличилось количество десятиклассников (с двух до шести), которые считают приоритетным возможность личностного саморазвития через создание в гимназии условий для индивидуального обучения, работу научного общества, самоуправление. Проведенное аналогичное анкетирование в 2010году в 10в классе, показало, что, по-прежнему, приоритетным является подготовка в ВУЗ.

                                                

Прошли ли гимназисты кризис идентичности и осознано ли они сделали выбор своего дальнейшего обучения при окончании 9 класса, вопрос на данной стадии исследования остался открытым. Для решения данной проблемы были использованы работы Пряжникова (1) , Новиковой (2).

Характеризуя степень сформированности профессионального самоопределения, Новикова  приводит модель достижения идентичности Марсия. Анализируя возможные варианты формирования идентичности, Марсия пришел к заключению, что они различаются между собой тем, прошел ли подросток через период принятия собственных решений и связал ли он себя твердыми обязательствами относительно сделанного им выбора системы ценностей или будущей профессиональной деятельности. В результате подросток может оказаться в одном из 4-х статусов или положений.
Статус предрешенности, т.е. решения относительно будущей деятельности определены за подростка значимыми для него людьми. Статус диффузии, т.е. ребенок не прошел через стадию принятия решения и находится в поиске. Статус моратория: находясь в данном статусе, человек пребывает в середине процесса поиска собственной идентичности. Следующий статус-это статус достижения идентичности, т.е. законченное самоопределение. Используя данные психологической службы гимназии по проведению изучения прохождения статуса идентичности, мы выразили это графически.

                                                               

Как видим, увеличилось количество гимназистов считающих, что они уверены в своем самоопределении. Это подтверждает и исследование, проведенное в марте 2011года в 10в классе, учащиеся которого стопроцентно подтвердили, что идея гимназии организовать обучение по индивидуальным учебным планам, позволяет им наиболее полно удовлетворить их образовательные запросы.

В гимназии сложилась система предпрофильной и профильной подготовки, которая направлена на психолого-педагогическую поддержку учащихся в их профессиональном самоопределении.

                                               

   Одним из таких условий успешного самоопределения в гимназии стало организация  образовательного процесса, ориентированного на развитие у школьников готовности к личностному и профессиональному самоопределению.
    По желанию гимназистов и запросов их родителей представлены образовательные услуги:

o   Обучение на профильном уровне

o   преподавание спецкурсов и элективных курсов;
• занятия с учащимися углубленным изучением общеобразовательных предметов;

o   курсовая подготовка по различным областям знаний;
• профессиональная подготовка в рамках профиля класса и вне его;

o   разработка индивидуального маршрута развития учащегося (групп учащихся) и его реализация.

Таким образом, гипотеза

Осмысленное профильное, а в последующем профессиональное самоопределение возможно, если

•          гимназисты  имеют  возможность выбора  альтернативных форм обучения;

•         гимназисты имеют свободу ситуативного, социального и культурного самоопределения;

•         каждый гимназист становится активным участником процесса формирования способности к самоопределению

•         нашла свое подтверждение.

 

Заключение.

В процессе нашего исследования мы ставили своей целью доказать или опровергнуть гипотезу. В процессе исследования были проведены исследования, которые дают основание, что гипотеза нашла свое подтверждение. Кроме того,  в процессе исследования учащимся 10в класса и их родителям было предложено ответить на вопрос- удовлетворяет ли организация профильного обучения в гимназии. Из 17 гимназистов 13 ответило утвердительно, 2 –не совсем, и 2-нет.  Среди 16 опрошенных родителей 14 дали положительную оценку и двое считают, что их образовательные запросы были выполнены не полностью.

Обучаясь в гимназии, каждый гимназист, находясь в позиции субъекта процесса самоопределения, может ответить на вопросы:

•         Что я имею? Имею свободу выбора элективных курсов и профиля обучения с учетом своих (и семьи) возможностей, выявленных способностей, изменение жизненных и профессиональных планов

•         Что я могу? Сменить профиль  на любом этапе (на основе увеличения самост. работы, экстерната и сдачи соответствующего зачетного испытания). Выстраивать собственную образовательную траекторию