МБОУ "Гимназия №1" - Ибрашова Т.В. http://old.gimnazia1khv.ru/uchebnyj-protsess/stranitsy-uchitelej/ibrashova-t-v 2024-04-29T12:29:26+00:00 Joomla! - Open Source Content Management Портфель индивидуальных учебных достижений – альтернативный способ оценки 2014-02-09T19:56:48+00:00 2014-02-09T19:56:48+00:00 http://old.gimnazia1khv.ru/uchebnyj-protsess/stranitsy-uchitelej/ibrashova-t-v/339-portfel-individualnykh-uchebnykh-dostizhenij-alternativnyj-sposob-otsenki Super User mephisto300891@gmail.com <p align="right"> <em>Ибрашова Т.В., </em></p> <p align="right"> <em>учитель русского языка и литературы, </em></p> <p align="right"> &nbsp;</p> <p> Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в нашей стране в последнее время всё более популярной. Всё больше школ применяют его в своей практике. На Западе его называют портфолио и говорят о нём, как об одном из основных образовательных трендов последнего десятилетия. Более того, утверждается, что школа XXI века - это &laquo;школа портфолио&raquo; и идея портфолио выступает как один из существенных элементов модернизации образования, происходящей по всему миру.</p> <p> По мнению разработчиков портфолио,&nbsp; во-первых, является альтернативным способом оценки достижений учащихся. Такое понимание портфолио отражает недовольство многих учителей традиционным способом оценки учебных достижений, осуществляющимся посредством тестов, которые, по их мнению, не в состоянии дать валидной картины подлинных умений представить свои способности в разных областях более или менее самостоятельно.</p> <p> Разрабатывая в гимназии модель портфолио ученика 9 класса, творческая группа &laquo;Выбор&raquo; апробировала несколько моделей и пришла к выводу, что портфолио выпускника основной школы гимназии будет из 2-х разделов:</p> <p style="margin-left:64.35pt;"> 1.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &laquo;Я&raquo; и мое самоопределение</p> <p style="margin-left:64.35pt;"> 2.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Мои достижения</p> <p> Важнейшей целью первого раздела является повышение саморефлексивности учащихся по отношению к процессам самопознания. Инструментом самопознания является рабочая тетрадь &laquo;Выбор&raquo; - как система анкет, тестов, заданий направленных на выявление черт характера, способностей, наклонностей с целью&nbsp; формирования профессионального самоопределения. Результатом деятельности девятиклассника в данной области является осознанный выбор профиля обучения, учебного общеобразовательного учреждения. В портфолио отбираются некоторые обработанные открытые анкеты и тесты, личный жизненный план, открытые данные исследования психолога, характеристика классного руководителя.</p> <p> Второй раздел &laquo;Мои достижения&raquo; результаты обучения, документы, подтверждающие успехи школьной и внешкольной деятельности ученика. При этом&nbsp; оценивается не просто достижение, но в процесс оценивания вовлекается и пройденный учеником путь обучения. Это дает возможность девятикласснику представить результаты обучения комиссии - учителям, друзьям, родителям, гостям - и то, как он работал для достижения этих результатов и дать свою оценку тому, что ему удалось, что не удалось и где лежит &laquo;зона ближайшего развития&raquo;, т.е. говорит о своих ближайших учебных планах, интересах, целях.</p> <p> Роль классного руководителя заключается в&nbsp; помощи и консультировании ученика при выборе и оформлении документов и материалов в портфолио, пишет свои комментарии к собранному материалу. Ученик работает над оформлением своего портфолио как в школьное, так и внешкольное время.</p> <p> Традиционно в третьей декаде апреля проходит защита портфолио. На защиту приглашаются учителя и родители.&nbsp; На защите &nbsp;ученик готов ответить на все возникающие вопросы, обсудить и защитить свои результаты, прояснить в разговоре с другими свои дальнейшие цели и способы их достижения. Важно, что ученик не просто выбирает дальнейший путь обучения, но и обосновывает свой выбор.</p> <p> Мы считаем, что в идее портфолио заключены большие возможности для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к школе. Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или формировать некоторые когнитивно-личностные качества (компетентности), которые выдвигаются миром образования и труда как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного демократического информационного общества.</p> <p align="right"> <em>Ибрашова Т.В., </em></p> <p align="right"> <em>учитель русского языка и литературы, </em></p> <p align="right"> &nbsp;</p> <p> Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в нашей стране в последнее время всё более популярной. Всё больше школ применяют его в своей практике. На Западе его называют портфолио и говорят о нём, как об одном из основных образовательных трендов последнего десятилетия. Более того, утверждается, что школа XXI века - это &laquo;школа портфолио&raquo; и идея портфолио выступает как один из существенных элементов модернизации образования, происходящей по всему миру.</p> <p> По мнению разработчиков портфолио,&nbsp; во-первых, является альтернативным способом оценки достижений учащихся. Такое понимание портфолио отражает недовольство многих учителей традиционным способом оценки учебных достижений, осуществляющимся посредством тестов, которые, по их мнению, не в состоянии дать валидной картины подлинных умений представить свои способности в разных областях более или менее самостоятельно.</p> <p> Разрабатывая в гимназии модель портфолио ученика 9 класса, творческая группа &laquo;Выбор&raquo; апробировала несколько моделей и пришла к выводу, что портфолио выпускника основной школы гимназии будет из 2-х разделов:</p> <p style="margin-left:64.35pt;"> 1.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; &laquo;Я&raquo; и мое самоопределение</p> <p style="margin-left:64.35pt;"> 2.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Мои достижения</p> <p> Важнейшей целью первого раздела является повышение саморефлексивности учащихся по отношению к процессам самопознания. Инструментом самопознания является рабочая тетрадь &laquo;Выбор&raquo; - как система анкет, тестов, заданий направленных на выявление черт характера, способностей, наклонностей с целью&nbsp; формирования профессионального самоопределения. Результатом деятельности девятиклассника в данной области является осознанный выбор профиля обучения, учебного общеобразовательного учреждения. В портфолио отбираются некоторые обработанные открытые анкеты и тесты, личный жизненный план, открытые данные исследования психолога, характеристика классного руководителя.</p> <p> Второй раздел &laquo;Мои достижения&raquo; результаты обучения, документы, подтверждающие успехи школьной и внешкольной деятельности ученика. При этом&nbsp; оценивается не просто достижение, но в процесс оценивания вовлекается и пройденный учеником путь обучения. Это дает возможность девятикласснику представить результаты обучения комиссии - учителям, друзьям, родителям, гостям - и то, как он работал для достижения этих результатов и дать свою оценку тому, что ему удалось, что не удалось и где лежит &laquo;зона ближайшего развития&raquo;, т.е. говорит о своих ближайших учебных планах, интересах, целях.</p> <p> Роль классного руководителя заключается в&nbsp; помощи и консультировании ученика при выборе и оформлении документов и материалов в портфолио, пишет свои комментарии к собранному материалу. Ученик работает над оформлением своего портфолио как в школьное, так и внешкольное время.</p> <p> Традиционно в третьей декаде апреля проходит защита портфолио. На защиту приглашаются учителя и родители.&nbsp; На защите &nbsp;ученик готов ответить на все возникающие вопросы, обсудить и защитить свои результаты, прояснить в разговоре с другими свои дальнейшие цели и способы их достижения. Важно, что ученик не просто выбирает дальнейший путь обучения, но и обосновывает свой выбор.</p> <p> Мы считаем, что в идее портфолио заключены большие возможности для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к школе. Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или формировать некоторые когнитивно-личностные качества (компетентности), которые выдвигаются миром образования и труда как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного демократического информационного общества.</p>